Итак, отчитаюсь об очередном велопоходе.
Давно я посматривал в сторону Кавказа. Но он всегда был для меня каким-то очень далеким и пугал своими масштабами. Кроме того, неудобный и не совсем бюджетный трансфер также не способствовали принятию решения. И вот, в этом году, наконец мы решились на поездку в Грузию.
Компания у наc скатанная. В таком составе проехали не один велопоход.
Юра (audion1)
Сергей (Электрик)
Я (tka4)
Было проработано множество отчетов и намечено несколько маршрутов так как мы еще не знали каким именно способом будем добираться. А способов было три: автобус (старт из Владикавказа, финиш Батуми), самолет (старт и финиш Кутаиси), паром (старт и финиш Батуми). Долго думали-выбирали и в конце концов остановили свой выбор на пароме Ильичевск-Батуми. Основными причинами выбора парома для нас стало следующее: нет необходимости бронировать билеты заранее, нет ограничений по весу/габариту багажа, можно провезти с собой газовые баллоны.
Нитка маршрута пролегла через несколькой территориальных краев: Аджария, Самце-Джавахети, Имерети, Рача-Лечхуми, Квемо-Сванети, Гурия и снова Аджария. (более подробно можно посмотреть на треках).
По сложившейся традиции, планировали ехать фактически автономно. Дома все продукты были посушены и расфасованы порционно. В пути мы планировали докупать только хлеб, сыр, вино.
Сроки активной части: 03.08-17.08.2016.
Выехать из Черноморска (Ильичевска) мы должны были 31.07. Билеты были куплены почти за месяц до выезда. Но компания Укрферри (владелица паромов) немного изменила расписание и выезд был перенесен на 01.08. (как оказалось в дальнейшем, у них это нормальная практика. Расписание есть, но в реале на него ориентироваться нельзя). Соответственно перед самым выездом пришлось менять билеты и на поезд из Херсона до Одессы.
Как бы то ни было 31.07 мы сели в поезд и выдвинулись в сторону Одессы.
В Одессу прибыли ночью. В офис Укрферри мы должны были попасть к 9:00. Поэтому прекрасно переночевали на Одесском ж/д вокзале.
Как только рассвело поехали в Черноморск.
Процедура посадки на паром очень растянута по времени. Сначала в офисе мы получили посадочные билеты (стоимость билетов зависит от парома и от выбраной каюты. Мы туда ехали по 100$ за человека, назад по 90$+5$ комиссия). Это было около 9 утра. После этого мы поехали на паромный терминал. Посадку обещали начать в 12:00, но реально посадка началась не раньше 14:00. Наконец прошли таможенный и пограничный контроль и нас впустили на паром. От проходной на паром людей везли автобусом, а багаж с велосипедами погрузчиком. На пароме велосипеды поставили на грузовой палубе в небольшую клетку, а вещи понесли в каюту.
Каюта у нас была трехместная. И очень даже ничего. Две койки одна над другой + одна отдельностоящая. В каюте душ с туалетом. Все очень просно и аккуратно.
В стоимость билета входит трехразовое питание. Так как на паром мы попали фактически в обеденное время, то кормить нас начали только с ужина. Так что, если планируете ехать паромом, лучше иметь с собой небольшой перекус.
Кормежку на пароме хочу отметить отдельно. Кухня довольно вкусная, а порции очень большие. Например, меню одного из наших завтраков: овсяная каша или мюсли с молоком (на выбор, можно брать добавку) + яичница с сосиской + салат + сырники со сметаной + йогурт + вафли + чай с лимоном. Так что после всех приемов пищи мы еле вылазили из-за стола.
Кроме нас на пароме были еще велотуристы. Двое англичан и семейная пара из Днепра. Куда ехали англичане мы не знаем, а днепровцы почти как и мы, но немного в другом более цивильном формате с ночевками в гостиницах и заездами на перевалы на авто. Ребята очень приятные и мы успели с ними о многом пообщаться за время нашего "морского круиза".
По большому счету на пароме, кроме как покушать, развлечений никаких. Поэтому мы ничего не делали, и набирались сил для дальнейших подвигов .
Утром 03.08 мы увидели Батуми. Первое впечатление очень хорошее. Красиво.
Выгрузка из парома прошла очень быстро. Грузинские пограничники и таможенники работали очень приветливо и быстро. Так как велосипеды не разбирались для перевозки (а англичане даже баулы с велов не снимали), то старт прошел очень быстро.
Ура мы приехали! Мы в Грузии! Класс!
День первый 03.08.16.
Примерно в 12,30 мы вышли с территории терминала. Первое чем встретила нас Грузия - это велодорожка. Приятно .
Осмотр города решили отложить на последний день и сразу вышли на маршрут.
В глаза бросаются вывески на непривычном грузинском языке. Найти даже обычный магазин проблема. Надо внутрь магазина заглядывать, чтобы определить чем внутри торгуют.
Пока мы находились в Батуми, нам надо было сделать две важные вещи: поменять доллары на лари и купить местную симку. С обменом проблем нет. Обменников много, их видно издалека, а главное для обмена денег достаточно языка жестов. Вообще на русском в Грузии говорят почти все пожилые люди, среднего возраста - пятьдесят на пятьдесят, а молодые - почти нет. Но все очень доброжелательные. Забегая наперед, скажу, что за весь поход нам не встретили ни одного человека, который был бы негативно к нам настроен.
С симкой было немного тяжелее. Сначала мы долго искали магазин в которых их продают, а потом долго общались с продавцами на языке жестов пытаясь объяснить что нам надо. В Грузии для покупки симки нужен паспорт. Мы взяли симку Билайн за 3 лари, на счету 1 лари (1 лари примерно 11 грн). Основная цель покупки симки - связь с домом. Мой сын на Киевстаре подключил услугу "любимая страна" за 5 грн. По деньгам связь выходила так: мы звоним в Украину и сбрасываем. Нам перезванивают с Киевстара за 2 грн соединение и 1,5 грн/минута.
Сделав необходимое, выехали из Батуми по дороге ведущей в Ахалцихе. Трафик сумашедший. Машин очень много. Пешеходы ходят как им хочется, не глядя по сторонам. На дорогах много спокойностоящих, ни на что необращающих внимание, коров.
Выехав за пределы населенных пунктов, машин стало немого меньше. Дорога просто супер. Практически все машини бибикают или водители просто приветствуют взмахом руки. Сначала немного напрягало, а потом привыкли и даже немного расстраивались когда водитель проезжающей машине никак нас не приветствовал.
Пейзажы очень красивые. Очень сильно напоминают Карпатские. Воды много. Ручейки, речушки, роднички. Очень много встечались памятники умершим, возле которых были устроены источники.
Очень жарко. На обед встали возле речки. Искупались. Вода в реке оказалась на удивление теплая.
Пока обедали обнаружили, что я забыл дома половник. Решили докупить где-нибудь по дороге.
Заехали в Кеду. В центре много магазинчиков. Искали половник - не нашли. Зато узнали что сразу за магазинчиками есть винзавод. Мы его нашли и купили отличного сухого вина Саперави по 2,5 лари за литр. Правда мы за 3 л заплатили 10 лари, так как пришли без тары. Пришлось еще и бутылку покупать. Так что если в Кеде вино покупать будете, то берите свои бутылки )).
Покатили дальше.
Часам к 19:00 решили выбрать место для стоянки. Селений очень много и найти хорошее и пустынное место непросто. Все более-менее интересные участки огрожены заборами. Возле самой реки были неплохие ровные участки, но останавливаться там не хотелось. Во время дождя вода поднимается очень быстро. А купаться ночью у нас небыло никакого желания. Не мудурствуя лукаво, мы разбили лагерь за одним из забором.
Ужин с вином и спать.
За день прошли почти 60 км и набрали 1,3 км высоты. https://www.gpsies.com/map.do?fileId=mwuzhgkrmnmunokr
День второй. 04.08.16.
Утром подьем, завтрак, сборы и в путь.
Погода замечательная. На дороге традиционно коровы .
горы становятся повыше и покруче. По дороге рассматриваем различные достопримечательности
Видели большую стройку. ГЭС строят. Дорога прекрасная.
Доехали до села Замлети и съехали с большой дороги. Перевалили через небольшой перевал и попали в другую долину.
Дорога постоянно вверх. Начинает надоедать. Асфальт кончился.
В планах было проехать село Хихадзири и за ним остановиться на ночевку. Мы доехали до этого села. Хотели купить хлеба, но в магазинах его нет и не бывает. Продавец отдал нам свой хлеб и наотрез отказался брать деньги за него. Вина тоже в этих краях нет. Зато много чачи. Но от чачи мы стойко отказывались. Пока ехали по селу нас пару раз приглашали на ночлег, предлагали еду и чачу. Мы постеснялись принять приглашения и вежливо отказывались.
Мы не дошли до предполагаемого места стояннки километра три как начался дождь. Чтобы не мокнуть решили разбить лагерь прямо в селе. Увидили в стороне мост и расположились возле него на обочине (благо в этих краях автомобильного движения практически нет).
Ужин и спать. Почти всю ночь шел дождь.
Кстати, стоянка была на на высоте 1000 м.
За день прошли около 50 км и набрали 1,6 км высоты.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=ayxzmupsiaygqkqu
День третий 05.08.16.
Утром встали, а вокруг красота.
Сегодня у нас по плану был выход на перевал, затем километров 15 по плоскогорью вдоль границы с Турцией и спуск к городу Уде.
Вперед и вверх. Ехать получается очень редко. Почти весь путь пешком. А были участки где и пешком уже очень и очень тяжело.
Очень жарко, а в лесу и влажнось очень высокая. Идешь и потом обливаешся. Но зато открывающиеся виды полностью компенсировали все неудобства.
На высоте 1800 м погранзастава. Подошли. Спросили разрешения идти дальше. Вышел командир заставы и сообщил нам принеприятное известие. Нам дальше нельзя. Дорога проходит в непосредственной близости от Турецкой границы. Поэтому можно только по пропускам. А пропуск надо выписывать в Батуми. Теперь нам вниз, вернуться километров 7 назад и по другой дороге подниматься на перевал. Мы обалдели. 700 м набора. И в пустую.
Делать нечего. Идем вниз. Не едем, а именно идем, потомучто дорога очень крутая и каменистая. Не хочу даже вспоминать о том что творилось в душе. Самое обидное, что три года назад здесть проходили велотуристы и никаких пропусков не было нужно. Ну что ж, впредь умнее будем.
Вернулись к селу Зеда Тхилвана и через него пошли на перевал. По этой дороге довольно часто проезжали машины. Дорога очень каменистая и крутая. И, как мне показалось, самые крутые участки были на территории самого села. А как толькло дорога вышла за село то уклон стал более пологим.
Двигаемся только пешком. Примерно на 2000 закончились деревья. Иногда накрапывает небольшой дождик.
Вышли к кочевьям. Месные здесь пасут коров. Пока проходили мимо кочевий, коров не видели вообще. А вечером коровы стали возвращаться в кочевье и оказалось, что их там посется ну ооочень много.
Мы уже выше облаков. Высота примерно 2100.
Когда перевал уже было видно (до него оставалось 1,5 км) мы увидели подходящее место для стоянки и решили заночевать здесь. Хорошая ровная площадка с небольшим уклоном с трех сторон окруженнай холмами, рядом пару овражков с ручейками. Высота 2300. Это моя самая высокогорная стоянка. Выше я еще не разу не ночевал.
Пока ставили палатки и купались/стирались в ручейке, со всех сторон поползли облака.
Как только мы поужинали из этих облаков начал капать дождь. Спрятались в палатки. Дождь усилился. Потом начали сверкать молнии и греметь гром. Пока разница между вспышкой и громом была секунд 10 вроде еще терпимо было. Но потом начался пиз*ец. Молнии били одновременно с громом. Гремело так, что уши закладывало. Увалил ливень. Сильнейший порывистый ветер. Было пару порывов которые палатку чуть ли не вдвое складывали. Молнии каждые 2-3 секунды. И не где-то там, а прямо над нами и возле нас. Вода по склошу шла потоком. Руку ложешь на дно палатки и чувствуешь воду под днищем.
Мы в палатке лежали и даже не разговаривали. Из разговоров помню только Юра спросил: "Что делать будем?", на что я ответил: "Ничего. Ждем утра". Реально страшно было. А потом еще и град лупанул.
Здесь необходимо отметить, что палатка, несмотря на 5 лек эксплуатации, не подвела нас ни в эту ночь ни в последующие. И тент и днище отлично справились со своей задачей.
Серега ночевал в отдельно в своей палатке. Он вынужден был во время этого "армагедона" выходить из нее. Дело в том, что он взял только 4 колышка. И что бы палатку не сорвало он крепил штормовые растяжки к импровизированным колышкам типа плоскогубцы или ложка. Утром он расказывал, что овражки, которые были недако от нас и в которых вечером еле журчал ручеек, повыходили из берегов.
Когда начинался дождь на дороге ведущей на перевал остановилось несколько машин. Дорога там и без дождя плохая, а во время дождя она превращалась в реку и двигаться по ней просто невозможно. Ночью со стороны кочевий приехала какая-то большая машина с мигающей оранжевой лампой (скорее всего спасатели) и забрали людей из маштн. Напротив нас они тоже остановились. Говорили что-то по грузински. Мы из палаток не выглядывали. Они постояли и уехали.
Во второй половине ночи гром и молнии затихли, но дождь шел практически до утра то усиливаясь то утихая.
За день прошли около 25 км, набрали 1,6 км высоты, пережили неслабую бурю.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=ayxzmupsiaygqkqu
День четвертый 06.08.16.
Утром встали, а погода замечательная. Будто бы ночью ничего не было. Разве что чуток прохладнее.
Быстрые сборы и через 15 минут мы на перевале 2340 м.
Еще 15 минут и мы спустилиь на перевал Годердзи, что на трассе Батуми-Ахалцехе. На перевале в кафешке мы позавтракали хачапури с чаем. Заплатили 10 лари. Очень дорого.
По плану, сегодня мы должны были попасть в Ахалцихе, затем немного вернуться и возле Абустамани устроить ночевку. Но вчерашнее изменение маршрута вынудило нас внести коррективы в сегодняшний маршрут. Решено было ехать сразу в Абустамами, без заезда в Ахалцихе.
Дорога от перевала до Зарзамы постоянно вниз, но очень плохая. Воды после дождя более чем достаточно.
Спустились в долину. Начался асфальт. Красота.
В селе Бенара поварачиваем на Абустамани. Дорога идет вверх, но уклон очень комфортный. Катим без особых усилий.
Абустамани тихий провинциальный городок с остатком санаториев для чяхоточных.
Воздух действительно бесподобный. Очень приятное место.
Сразу за городком начинается национальный парк. Мы решили не рисковать и ночевку организовать до въезда на территорию парка.
Очень много живописных мест для отдыха. И очень много месных жителей выезжает в эти места на пикники. Но к вечеру все уехали, только вдвлеке от нас почти всю ночь гуляла компашка. Но нам это не помешоло хорошо отдохнуть.
За день проехали около 60 км, набор высоты около 600 м.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=wlzwshxbfhegkgwd
День пятый 07.08.16.
Ночью и утром шел дождь. Не закачивался долго. Думали стартавать или подождать. Когда распогодилось и мы начали движение.
Сразу за Абастумани начинается подьем на перевал Зекарский (2182). Подъем на перевал около 14 км. Уклон не сильно большой. Почти все время едем. Изредка идем пешком.
Наверху
На перевале. Мы уже в Имерети.
На верху не задерживаемся, так как с другой стороны перевала небо затянуто облаками.
Предстоит спуск в Колхидскую низменность длинной километров 50.
Дорога идет по ущелью. Где-то внизу течет река.
Начинаем понимать, что некорые ущелья действительно бездонные.
Спустились в Саирме. Это курорт с минеральной водой. Сделано все очень шикарно, по багатому. Все очень красиво.
Нашли четыре бювета. Я оббегал все и в каждом попробовал воду. Действительно в каждом источнике немного разные вкусы. Мне больше всего понравилась возда из бювета с номером 4.
Продолжаем спуск. В Саирме начался асфальт. Скрость 45-50 км/ч. Красоты неописуемые. Но чем ниже спускаемся тем больше влаги в воздухе. Кажется даже воздух становиться липким.
В Саирме нам не удалось купить хлеба. И мы решили, что может дальше где найдем. Но мы все ехали и ехали вниз, а сел по дороге не встречалось. Недалеко от места где мы планировали стоянку увидели семью которая выехала на пикник. Юра подошол к ним спросить, где поблизости можно купить хлеба. На что получил ответ, зачем искать, мы сейчас Вас угостим. И угостили на хлебом, хачапури, котлетами, помидорами, огурцами, конфетами и печеньем. Так что я могу подвердить, что грузины очень дорожелательный и гостипреимный народ.
Разбили лагерь у реки. Традиционные стирка/купания. И царский ужин с хачапури и котлетами ))).
Ночью снова пошел дождь. Спали очень плохо. Очень высокая влажность. Все липкое и противное. Юру вечером сильно покусали какие-то мошки - чесался даже во сне.
За день прошли 55 м, набрали 1,2 км.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=dydhuvurjpmxboqk
День шестой 08.08.16.
Ранний подъем, завтрак и в дорогу.
Все мокрое. И вещи и деревья и воздух. И с верху немного капает.
Встретили горных козлов
Очень быстро спустились в долину. Увидели гранатовые деревья. Плохо только гранаты еще зеленые.
Дорога на Кутаиси ровная как стрела
Кутаиси
На окраинах очень обшарпаный. Зато центральная часть вылизана.
Очень красивый фонтан.
Заехали на рынок. Купили вина, сыра, лавашей, овощей и плотненько пообедали
Юра на рынке купил грузинского чая 1 лари за стакан. Когда вечером попробовали.... Ну что сказать... Лучше промолчу.
Покрутились по городу и выехали в сторону Амбролаури.
Наша задача была проехать Ткибули, заехать на перевал и там заночевать. Но дорога до Ткибули оказалась сплошной чередой длинных и тоскливых тягунов. Знак подъем с уклоном 10% на 1500 м. Тянешь, тянешь, тянешь. Спуск 10% на 1500. Фух и в низу. А там снова подьем 10% на 1600 м. Потом такой же спуск. И вроде наборы не сильно большие, но такие выматывающие, что и передать не могу. Этот день, лично для меня, самый тоскливый был.
По дороге от Кутаиси с водой были небольшие проблемы. Открытых источников не встречали. Просили во дворах у людей. Вода была не в каждом дворе.
До Ткибули мы не доехали километров 5. Заночевали на берегу водохранилища. Ночью была непривычная тишина. Обычно мы спали возле рек или ручьем, и всегда ночь шумно. А на озере шума нет. Выспались отлично.
Под утро пошел дождь.
За день прошли почти 75 км, набрали высоты 1,2.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=wkbhihadgytkmbal
День седьмой 09.08.16.
Быстрые сборы, завтрак, в путь.
Очень быстро добрались до Ткибули. Шахтерский город. Центр очень ухожен. В нем даже Драмтеатр действующий есть.
Не задерживаясь едем дальше. На фото видно перевал на который нам сейчас надо будет заехать.
Подъем на перевал начинается еще в городе. Перевал небольшой 1230 м. Но учитывая, что стартуем мы на него с высоты 550 м, набрать нам надо 700 метров. Дорога асфальт.
Больше едем, но иногда и идем. особенно на поворотах серпантина.
Примерно на половине подъема есть источник с водой. Тамже небольшой шалманчик. Купили отличного сухого вина на обед.
В 12,00 мы на перевале.
За перевалом красивейшее озеро Шаори.
Это на его берегу мы должны были заночевать. Ну ничего, просто пообедаем.
Пообедали, искупались. Познакомились с братьями-близницами. Один из них жил в Украине лет 30. По украински отлично говорил. Очень приятные люди.
Катим дальше в Амблолаури. Дорога замечательная и почти все время вниз.
Амблолаури примечателен тем, что здесь делают вино Хванчкара. Мы заехали на завод.
побывали внутри. Дигустация 10 лари с человека. Хванчкара 20 лари за литр. Вино вкусное, но у нас рука не поднялась платить такие деньги за вино. Спросили, а есть, мол, у вас вино попроще и подешевле. И нам продали сухое бело (не помню название) по 2,6 лари за литр.
Хванкчара это реальная местная достопримечательность. Даже памятник есть
На месном базарчике закупили хачапури, лаваши и лобиани. Попробовали грузинский лимонад. очень вкусный.
Выдвинулись в направлении Орбели. По равнине катить одно удовольствие. Меньше 30 не держали.
Но счастье долго длиться не может. Проехали километров 15 и за селом Чребало асфальт кончился. Началась грунтовка. И все бы ничего, но нам на встречу ехал караван микроавтобусов с какой-то предвыборной агитацией. Штук 200 наверное. И не все подряд. А партиями по несколько штук. Проедут, а за ними шлейф пыли. И ветра почти нет. Эта пыль долго над дорогой висит.
Решили искать место для стоянки. А ничего найти не можем. Вроде и река рядом и лужайки красивые. Подъезжаем ближе а там камни и очень неровное все. Потом дорога начала уходить вверх от реки. С одной стороны дороги склон крутой, а с другой - обрыв. И воды нигде нет.
Доехали до села Ахара. Думали где-нибудь приткнуться. Но месные жители посоветовали подняться вверх по ущелью и остановить на берегу водохранилища.
Дорога по ущелью оказалась очень красивой. Отвесные скалы нависающие над дорогой, внизу шумит горная река. Обалденно красивое место. И очень колоритное.
Когда выехали из ущелья к водохранилищу, то нормальных мест для стоянки не нашли. Пришлось проехать еще километров пять. Там мост через небольшую речушку. И сразу за мостом на право есть съезд к этой речке. На ее берегу мы и разбили лагерь.
Ночью снова шел дождь.
За день прошли 80 км и набрали 1,8 км высоты.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=pfsskkoikbcghypl
День восьмой 10.08.16.
Решили сделать дневку. Постирались, отмылись. Наелись еживики (ее там очень много). Юра съездил в Орбели купил вина, сыра, лавашей.
Вечером на небе было настоящее фаершоу из молний. Гремело знатно. Думали, что снова придется бурю пережить. Но она прошла стороной. На нас только немного дождик покапал.
День девятый 11.08.16.
Подъем, завтрак и в дорогу.
Заехали в Орбели. В переводе это значит "два медвежонка". На въезде в село медвежата .
Сразу за Орбели начинается подъем на перевал.
Первал 1000м, стартовали с 500. Набрать надо 500 м. Дорога хорошая. Асфальт отличный. На ноги практически не вставали.
На полпути наверх, возле нас остановился джип. Из него выглянул колоритный грузин и, с характерным акцентом, спросил нас "Это вы вчера вино искали?". (если чесно, то начал думать, что Юра пока вчера вино в Орбели покупал кому-то там какую-то пакость сделал). Мы ответили, что да, это мы. На что парень достал двухлировую бутылку с вином и подарил ее нам со словами "Это Вам подарок от Рача-Лечхуми". Вот так . Вино оказалось просто сказочным.
Спуск с перевала был очень быстрым,
а серпантин самый покрученный из тех что нам встретились.
Заехали в Цагери. Нам надо было связаться с родными. А то не звонили им уже пару дней. К слову покрытие есть практически везде. За всю дорогу было всего неколько мест где телефон не ловил сеть.
В парке Цагери нашли ВайФай. Он был запароленый. Но пароль висит на дереве. Так что если кому надо будет ищите табличку с паролем .
Едем в Лентекхи.
Заехали в Лантекхи. Прямо на въезде есть магазинчик. Цены в нем процентов на 30 выше чем в магазинах которые в центре городка.
В Лентекхи есть источник с нарзаном. Если ехать со стороны Цагери, то за вторым мостом есть поворот на лево. Дорога асфальтирована. И она ведет прямиком к источнику.
Выезжая из села решили закупить хлеба. Пока покупали лаваши нас угостили помидорами и огурцами.
Горы очень сильно меняются. На языке постоянно вертятся сроки из стихотворения Чуковского "А горы все выше, а горы все круче, А горы уходят под самые тучи! "
Около 17,30 часов рашили остановиться. Возле реки удобных мест практически не встречалось. Нашли неплохую поляну выше дороги. Обошлись без купания в реке. Река очень бурная и искупаться в ней нереально.
Ночью к нам в платку пыталась пробраться лиса. Юра долго ее отгонял. Сначала фонариком и голосом, а потом и камнями. Под утро пошел дождь
За день прошли 55 км, набрали 1,5 высоты.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=beysdrpiimtimtjn
День десятый 12.08.16.
Утром погода замечательная.
Начали попадаться Сванские башни
Практически во всех селениях есть места где можно снять жилье.
Открывающиеся виды поражают своеими масштабами.
Асфальт кончился, но дорога более менее пристойная.
Дорога все время вверх.
Снова проблемы с водой. Она есть везде и в реке (очень мутная) и со скал стекает (скорее сочится по скалам и траве). Набрать нереально. Облагороженных источников не находим. В одном месте сочилось сверху хорошо. Там и набираем воду.
Стали видны утесы главного Кавказкого хребра. Это нечто. На их фоне чувствуешь себя не то чтобы муравьем, а скорее микробом.
Возле селения Корулдаш у самой дороги нарзанный источник. Вода очень вкусная.
На карте селенье Корулдаш есть, а в реале давно брошено. Еще тут был базовый лагерь альпинистов. Когда союз разпался финансирование закончилось и он тоже остался только в виде развалин.
Возле этого лагеря мы решили остановить на ночлег (высота 1980 м). Место хорошее, вода рядом. Первый раз в жизни купался в нарзане .
Ночью шел несильный дождь.
За день прошли почти 50 км. Набрали высоты 1,4 км.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=wcyprjjpgjjzgvri
День одинадцатый 13.08.16.
Утро прекрасное!
Но долго собираться нечего. Сегодня нам предстоит самый высоки перевал (первал Загар, высота 2623 м).
Выходим. И идем. Уклон не сильно крутой, но ехать уже нельзя. Зато идеться нормально без значительных усилий.
Выход на перевал состоит из двух частей. Сначала по серпантину поднялись на одну гору. Затем небольшая долинка. Потом еще один подъем. На фото видно седловинку. Это фактически выход на перевал.
Вокруг очень красиво.
Часто останавливаемся, но не от усталости, а чтобы по сторонам поглазеть.
Вот мы на перевале. Это 2600! Так высоко я я еще не забирался.
Начинаем спуск. Дорога очень каменистая
и очень живописная.
Спустились в Ушгули. Когда мы планировали поездку, то думали устроить полудневку в этих краях и сходить на ледник (его краешек видно у Юры за спиной). До него километров 5.
Но прибыв на место передумали и двинули дальше. Почти в каждом доме башня.
Дорога из Ушгули бесподобна. Отвесные скалы, глубокие ущелья, бурные реки.
Дорога постоянно вниз. Спускались километров 30. В поселке Богреши спуск закончился и мы начали подъем на перевал. Набрать надо было метров 400. Уклон не сильно крутой, но мы били уже уставшими и больше шли чем ехали.
На самом перевале начиналась бетонка.
После стольких километров грунтовок, катиться по такой дороге - это блаженство
Спустились в долину и докатились до Местии. По дороге высматривали места для стоянок, но ничего интересного не нашли. Чтобы и вода и место ровное, и чтобы красиво было.
Местия заточена под туристов. Их тут ну очень много. И пешики, и альпинисты, и велосипедисты, и матрасники. Разные и много. Закупаем лаваши, сыр, вино.
И дальше в поисках хорошего места для стоянки.
Нашли. Выше дороги. Правда до воды метров 200. Зато виды красивейшие. На фото и десятой части не видно.
Ужинаем и спать. Ночью снова дождь.
За день прошли 72 км и набрали 1,6 км.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=cqvcajtucnfxkpkx
День двенадцатый 14.08.16.
Вид из палатки
Завтракаем, собираемся и в путь.
Дорога очень хорошая. Вроде идет вниз, но и тягуны вверх попадаются
и серпантины
Горы завораживают. Для нас, жителей равнины, видеть это очень непривычно.
Все бы было ничего, но часам к 12 начался дождь. По дороге спрятались в сарайчике и почти час пережидали. Поехали дальше. Все вокруг очень изменилось. Еще час назад мы изнывали от солнца, а сейчас все было затянуто облаками. Река парила так, что еле воду можно было увидеть.
Километров через 10 снова начался дождь. И намного сильнее. Мокнуть не хотелось. Растянуть тент негде. Решили искать укрытие в населенных пунктах. В селе Кхаиши увидели заброшенный дом. Раньше в нем была какая-то организация. Сейчас ораганизации не было. Зато были крыша, стены, пол, окна со стеклами и даже две кровати. В этом доме мы и остановились.
Окна в задней части дома выходили на обрыв с рекой. Почти как в фильме "Кавказкая пленница"
Дождь шел весть остаток дня и всю ночь.
За день прошли 55 км и набрали 1 км высоты.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=joxiuurjxwaucjpb
День тринадцатый 15.08.16.
Отоспались и с утра пораньше в путь. Вокруг все мокрое, а мы сухие
По дороге много тунелей
Докатили до Ингурского водохранилища
А вот и сама плотина Ингурийской ГЭС. Одна из самых высоких плотин на территории бывшего СССР. Высота 220 м.
Едем дальше. Спускаемся в долину.
Заехали в Зугдиди. Здесь делаем закупку лавашей, сыра и вина. Нашли человека который сам занимается виноделием. Покупает виноград в Кахетии и дома приготовляет вино. Вино отменное. Каждый из нас купил по 4 л домой.
Выезжаем в сторону Поти. На выезде из Зугдиди замечаем, что вплотную за нами едет полицейская машина. Мы едим - она едет, мы останавливаемся - она останавливается. На одной из остановок я знаками спросил у них, мол "чего хотите?". Полицейский, не выходя из машины, козырнул и жестами показал "ничего". После этого машина отстала от нас метров на 200, но все равно сопровождала. А в одном месте, где можно было сократить дорогу, догнали нас и предложили ехать за ними чтобы срезать. И так все 70 км от Зугдиди до Поти. Мне о таком расказывали, но как-то не особо верилось, пока сами с таким не столкнулись. От общения с полицейскими остались только положительные эмоции.
Доехали до Поти
За городом было что-то вроде зоны отдыха где мы решили остановиться на ночевку.
Несмотря на то, что стояли мы на берегу искупаться нам не удалось. Очень грязно.
Завтра мы должны быть в Батуми. Уточняем расписание паромов. По расписанию на завтра есть паром. Отлично. Решаем выехать пораньше, что бы успеть на него.
Ужинаем и спать.
За день прошли 150 км, высоты набрали 1,9 км.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=zcsrhltqewqlrlas
День четырнадцатый 16.08.16.
Как только рассвело выдвигаемня в сторону Батуми. Дорога как линейка ровная. После гор катится очень легко.
По дороге заехали в небольшой городишко-курорт Магнетико. Там на пляже черный песок и, как кто-то где-то сказал, песок магнитится. Серега очень хотел магнитного песка дочке домой привезти. Заехали на пляж. Песок черный, но совершенно не магнитится.
На подъездах к Батуми встречаются бамбуковые рощи.
В 9,00 созвонились с грузинским агентом по поводу билетов на парам. Он подтвердил, что паром будет сегодня и можно ехать в офис брать билеты. Ускоряем движение. Вот и Батуми
Но до центра еще надо пару небольших перевальчиков проехать. Первый по верху (очень узкая дорога и очень напряженный трафик), второй часть по туннелю (поехали по дороге, но уже внутри пожалели что не пошли по обочине. Очень уж много машин и все очень быстро едут).
Круг замкнулся
Первым делом в офис Укрферри.
Заходим. Диалог (не дословно, но очень близко):
Мы: Продайте билеты
Они: Парома сегодня не будет.
Мы: Так ведь мы звонили, уточняли.
Они: Ничего не знаем, парома нет.
Мы: Когда мы можем уехать?
Они: 21-го (а сегодня 16).
Мы: А раньше?
Они: Из Поти 18-го.
Ну ладно 18-го так 18-го. А ведь мы только из Поти приехаели. И еще торопились как угорелые. Делать нечего. Решили пару дней потусить в Батуми, а 18-го выехать в Поти. Крутить назад было не охота (очень напряженный трафик на дороге Батуми-Поти) и мы решили рассмотреть вариант проехать часть пути на пригородной электричке. Зашли на жд вокзал в справочную. Выяснили, что из Батуми в Поти прямого ничего не ходит, Но электричка которая идет на Самтредию проходит недалеко от Поти. На наш вопрос "а где нам выходить?" был дан шикарный ответ "Вы скажите кондуктору, что вам надо в Поти. Кондуктор сходит к машинисту и тот остатовит там где поближе будет". Вот такой сервис от грузинской жд .
Так как мы уже никуда не торопились, остаток дня мы провили в бесцельном катании/шатании по Батуми. Первым делом на пляж
Потом по велодорожке вдоль набережной. Набережная устроена очень красиво и удобно. Очень много велосипедистов. Люди берут велы в прокат и катаются по набережной.
Велы самые разнообразные. Есть муниципальный прокат, много обычных велов, а есть и двух-, трех- и даже четырехместные агрегаты.
Доехали до конца набережной. По спидометру вышло 7 км.
Расположились почти в самом конце набережной.
Купаемся/стираемся, ужинаем и спать. Ночью снова дождь.
За день (с учетом катани по городу) проехали 100 км, высоты набрали 800 м.
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=wiqjpuguiqhudgbf
День пятнадцатый 17.08.16.
Спали очень плохо. Всю ночь вдоль береговой линии летал пограничный вертолет. Очень мешал. Иногда почти над нами взлетали и садились самолеты (на окраине Батуми аэропорт).
Когда мы вышли из палаток к нам подошол полицейский и сказал, что здесь с палатками нельзя. Говорил он нам это без какого-либа намека на нетерпимость. Очень спокойно и доброжелательно. Мы спросили - а где можно? Он сказал, что дальше метров на 500. Я спросил надо прямо сейчас уйти или можно неторопиться. Он сказал, что собирайтесь спокойно ни куда торопиться не надо. Ок. Неторопясь завтракаем, собираемся и едем в центр города
Сергей рано утром видел как в порт заходил паром Укрферри. Решили еще раз зайти в офис узнать за билеты. Зашли спросили. Получаем ответ, что "да, сегодня будет паром из Батуми в Ильичевск". Еще вчера они говорили про 21 число, а тук оказалось, что паром будет 17-го. Но мы уже ничему не удивляемся.
Юра пошел к бухгалтеру оформлють инвойс для покупки билетов, а я стою внизу у стойки. В это время заходят еще пара поситителей. Задают вопрос про паром в Украину. На что получают ответ, что ближайший паром будет 21-го!!! И это при том, что в этот самый момент мы брали билеты на сегодня на 17-е!!! Логики в работе офиса Укрферри я не нашел. Короче, мы билеты купили (90$билет+5$комисия за место в двухместной каюте без илюминатора). К парому нам надо было прибыть на посадку к 17,00.
Оставшееся время катаем по городу, рассматриваем достопримечательности, покупаем родным сувиниры, а себе вино и сыр. Очень понравилась скульптура Али и Нино.
К 17,00 катим в сторону паромного терминала (от центра около 4 км). Начинает накрапывать дождь. Когда подъехали к терминалу дождь стал больше похожим на ливень. Нашли навес на стоянке и спрятались. Месный оранник пытался срубить с нас денег за стоянку. У него не получилось.
К 19,00 мы уже были в своих каютах, а в 21,00 паром отчалил от пристани.
Вид на ночной Батуми.
Так прошол последний день активной части похода.
За день по Батуми накотали километров 30.
Дорога домой 17.07-19.07.16.
Морской переход занял примерно 40 часов. Все это время мы отмывались, отстирывались и отсыпались. И еще отъедались. Как я уже писал кормят на пароме как на убой.
19.08. в 11,30 мы причалили в Черноморске. Быстро прошли паспортный контроль, чуть дольше таможенный. И в 13,30 уже въезжали в Одессу.
На Одесском жд купили билеты до Херсона и в 21,00 были в родном городе.
Все поход закончен.
Все прошло просто супер. За весь поход проехали около 850 км, набрали высоты около 17 км, перевалили десяток перевалов. Компания отличная, велосипеды надежные, Грузия красивая, грузины гостеприимные. Попили хорошего вена, поели вкуснейшего сыра, познакомились с хорошими людьми. Хочу еще )).
Несколько заметок:
Бюджет поездки: На все про все у нас вышло на каждого 260$+500грн. В эту сумму вошли все расходы, от покупки йода в аптечку, до покупки сувениров родным.
Трансфер. Паром удобен тем, что нет ограничений по весу и габариту багажа. Но надо быть готовым к тому, что расписание полностью не соответствует реальному движению паромов. По времени получается не намного дольше чем самолетом (по крайней мере нам. Из Херсона самолеты не летают и надо еще много времени чтобы добраться до аэропорта в Киеве или другом городе из которых летают самолеты в Грузию)
По одежде. Вещи брали с учетом возможности холодных и мокрых ночевок высоко в горах. Много чего не пригодилось и даже не доставалось из баула. Так как везде была возможность постираться, то за весь поход были использованы: 2 ходовые футболки (одна с коротким, другая с длинным рукавом), одни бриджи, комплект термобелья (для ночевок), легкая флиска, ветровка.
По спальнику. Я долго думал какой взять спальник летний синтетический или трехсезонный пуховый. Взял пуховый. По итогу поезди скажу, что в спальник полность не залазил ни разу, раз пять только укрывался, а остальное время хватало комплекта термобелья.
Цены и деньги. Так как мы ехали практически автономно, то особо цены не изучали. Но на вскидку, могу сказать, что цены не намного отличаются от наших. Деньги лучше всего везти с собой доллары и там менять на лари.
Приграничные зоны. На всякий случай лучше перестраховаться и взять пропуска. Где и как незнаю.
Отредактировано tka4 (27.08.2016 18:53)