Пришла пора представить публике результат своего дерзкого проекта, который уже кому-то пришелся по вкусу , а кому-то успел стать поперек горла . Всё случилось так стремительно, что некоторые даже не поняли, когда вопросы сменились сборкой, а сборка перешла в обкатку и поездки всё потому, что хотелки были очень сильными, я был целеустремлён и не жевал сопли ...
Представляю вашему вниманию электровелосипед с пространственной рамой, под кодовым названием:
X-Bike
Цель проекта: создать прогулочно-туристический электровелосипед, максимально комфортный и красивый (чтобы на него приятно было садиться и ездить). Одно из основных требований проекта - повышенная дальность автономной поездки, не менее 60 км. Поэтому стандартные конвертационные (китовые) комплекты на базе обычных велосипедных рам после недолгих размышлений были отброшены. Бюджет проекта был, к сожалению, слегка ограничен, поэтому где можно было сэкономить я экономил. В перспективе многие компоненты будут меняться.
Сразу оговорюсь, что цели затачивать байк под спорт (прыжки, трюки, повышенную скорость и проч. вело-экстрим) не было! Поэтому, очень прошу воздержаться от негативных высказываний в сторону аэродинамики, геометрии рамы, правильности посадки, прочности маятника и прочих узкоспециализированных вещей (имеющих смысл только для конкретных вело-дисциплин). Данный байк собирался для регулярных кардио-прогулок и развлекательных поездок в пределах города и пригородах. О походах и турах на дистанции более 100км и "рывках" по пересеченной местности речи не идёт.
* Если же вас очень интересуют эти и подобные вопросы, задавайте их непосредственно производителю рамы и/или создавайте отдельные темы на форуме для их обсуждения. Данная же тема посвящена именно этому байку, созданному под конкретные задачи.
На момент составления этого отчета байк уже проехал более 250 км на педалях, полёт нормальный. Есть некоторые проблемы с ходовой, но они в процессе решения.
Аккумулятор будет аж 5-6 июня (может чуть позже, т.к. там еще будет морока с подключением), поэтому педалю своими силами, это не вызывает каких-либо сложностей. Байк сложнее разгоняется из-за веса, зато потом более устойчив и накатист. Безредукторный мотор совершенно не мешает ездить. Моя крейсерская скорость поездки на педалях 20-23 км/ч (это при том, что я года 2-3 вообще не ездил на велосипеде). На склонах разгон до 30-32 км/ч, ход уверенный, без пугающих вибраций и потери управляемости. Подвеска получилась очень мягкой или, как принято говорить на жаргоне, - плюшевой. У всех, кто садился на байк, первое впечатление - диван на колёсах
Пару раз уже падал. Один раз по причине наезда на гладкий бетонный скос под 45 градусов, второй раз по причине резкого торможения передним колесом. Торможение происходит мгновенно. На небольшой скорости (до 10 км/ч) байк становится как вкопанный. Никакого дрифта и без намёка на кувырок (т.к. заднее колесо с мотором тяжелое, около 10 кг, плюс колёсная база шире стандартной). Это заставляет быть с этим байком более внимательным и аккуратным. Т.к. он ведёт себя в некоторых ситуациях совсем не так, как обычный лёгкий велосипед.
Рама была заказана у наших земляков. Контакты не даю, чтобы не было прямой рекламы (кому надо ищите на OLX).
Спеки рамы:
- рама является практически точным клоном американского горного е-байка Phasor Cycles (кому интересно: тыц, тыц);
- из изменений относительно оригинала: сталь толще, дополнительное ребро жесткости в маятнике;
- помимо этого, специально под мой проект была изменена схема покраски: маятник - черный, обода - зеленые;
- каркас из 1.5 мм стали, раскройка заготовок на станке с ЧПУ, сварка;
- расстояние между дропаутами 155 мм;
- длина рулевого стакана 120 мм (под неинтегрированную рулевую колонку 1,1/8 дюйма);
- подседельный стакан: 27,2 мм;
- кареточный вал: квадрат;
- ростовка: 19" (L); <-- при заднем амортизаторе 240мм (как у меня) ростовка больше похожа на 20" XL;
- вес: 8.5 кг;
- покраска порошковая (в моём проекте цвет рамы и ободов RAL 6018);
- накладки из композита, покрыты карбоновой плёнкой.
Немного фоток в процессе сборки:
Спеки байка:
- вилка Marzocchi Super T Pro 2003, ход 17.5 см, регулируется жесткость и отскок;
- задний амортизатор X-Fusion Vector R 240 (пружина FoxShox 450lbs x 3,25"), регулируется только отскок, ну и, само собой, жесткость пружины;
- обода усиленные, двойные, пистонированные: Weinmann DH-39 26", ширина 39мм (1,54"), 36 спиц;
- резина круизная Kenda Flame 3,0" (сзади) и 2,125" (спереди);
- передняя втулка Novatec DH41SB;
- оба тормозных ротора: 180 мм;
- калиперы бюджетные: задний - Assess, передний - Artek (в планах замена обоих на BB7);
- манетка безымянная на 7 скоростей (куплена тут с электронабором на Evel);
- шатуны безымянные, разборные звёзды, впереди их ожидает кастомная допилка под корпус;
- педали похожи на VP 559 только с не сменными шипами;
- трещотка Shimano на 7 скоростей;
- цепь KMC (модель затрудняюсь назвать, плюс, добавлялись звенья из-за нестандартной колёсной базы);
- подсидельная труба с амортизатором Exa Form 525;
- седло Avanti;
- вынос руля регулируемый Uno AS-822 130мм, под руль 25,4мм;
- руль "бабочка", хромированная сталь, порошковая покраска;
- рулевая колонка 1-1/8, рулевая механика Neco H856NW (не уверен, но очень похоже, тоже с полу-закрытыми подшипниками);
- грипсы - пено-трубка (eBay);
- контактный багажник, алюминий, с ушами под сумку-"штаны", до 30 кг;
- флягодержатель на руль, держатель для телефона, звонок-компасс, зеркало заднего вида, грипсы на тормозные ручки, наклейки и проч. мелочевка - было заказано на eBay.
Примечание 1: Изначально планировалось, что 3" резина будет на обоих колёсах, но горилла вилки оказалась не достаточно высока для этого. Поэтому пришлось переднюю резину ставить почти на дюйм меньше. В принципе, так тоже смотрится и катается достаточно гармонично.
Примечание 2: На фотографиях видно разные сёдла потому, что я перепробовал их с десяток, наверное. Ездил и на дорогущих трековых по 500-600 грн и на мотоциклетных по ширине попы и т.д. В результате остановился на Avanti за 180 грн т.к. с ним мой зад почувствовал гармонию на дистанциях 10+ км.
Вот седло, на котором я остановился:
Электро спеки:
- мотор-колесо заднее GT1000 48-72В 1000Вт (Evel);
- контроллер-кит 48В 30А стандарт (Evel), в планах замена на 9Fet или 12Fet (на момент сборки их не было в продаже);
- АКБ 48В, 20Ач, ЗУ 5/6А, BMS не помню марку <- эта часть уже заказана, в данный момент ожидаю;
- "газ" куркового типа;
- есть PASS-датчик;
- рекуперация и круиз-контроль, увы, не поддерживаются контроллером "Стандарт";
- фара, индикатор батареи, горн, ключ "зажигания" с eBay: https://www.ebay.com/itm/271292992994 (марка неизвестна);
- велокомпьютер: SD-558A (eBay);
Самый спорный параметр данного байка - вес. Еще не взвешивал, но поднять его уже сложно, даже без АКБ. С АКБ байк будет скорее всего полностью неподъемный. Ожидаю, что вес будет около 40-45кг. На этот счет я не питаю иллюзий. Тем не менее, живу на 5-м этаже и без проблем спускаю и поднимаю его без лифта. Вниз байк удобно скатывать на тормозах, благодаря тому, что он тяжелый, он не прыгает на ступеньках, а мягко съезжает на толстой резине. Обратно поднимать тоже просто - тяну его за подсидельный выступ рамы и байк просто заезжает на ступеньки, опять же, без особых сложностей. Я бы даже сказал, что это легче, чем тащить на весу тот же горный байк весом под 25-30 кг. Конечно, с трековыми лайтами это ни в какое сравнение не идёт, но жить можно. При чем, жить довольно комфортно.
Пара слов на счет сборки. Собирал всё собственноручно. В мастерской только сделали спицовку переднего колеса и поменяли цепь. Конечно, кое-где пришлось "доработать напильником", но это были какие-то небольшие фрагменты сборки. В остальном, получил массу удовольствия собирая своими руками и видя как из ничего шаг за шагом рождается будущий е-байк.
БЛАГОДАРНОСТИ
Хочу выразить свою благодарность форумчанам за конструктивную критику, дельные советы и просто за общение.
Также, хочу сказать отдельное спасибо ребятам изготовившим раму, т.к. они продолжали помогать мне с подбором компонентов и поиском разных нетривиальных решений.
ЧаВо:
Q: Во сколько обошлось?
A: Не считал, но предварительно около 40-45 тыс грн. (рама - 10; АКБ+ЗУ - 13; электрика - 6; вилка - 4,5; аморт - 1,5; обода+втулка+резина - 3 и т.д.). В этом заключается одно из главных преимуществ "самосбора" - не надо выкладывать всю огромную сумму сразу. Всё покупается постепенно и пока что-то делается/доставляется есть возможность заработать на что-то другое. Вы можете растянуть проект по своим финансам или взять что-то базовое хорошее, а мелочевку подешевле (как это сделал я) с прицелом на дальнейшие апгрейды.
Q: Какая будет скорость?
A: Скорость планируется в районе 48-52 км/ч.
Q: Какой будет дистанция?
A: Если вообще не крутить педали, то до 60 км. Если хотя бы разгоняться на педалях, то уже экономится до 20% батареи, а это дополнительно 10-15 км поездки. Если же активно педалировать, то, соответственно, можно увеличить дистанцию вплоть до 120 км и далее до бесконечности
Q: Какая максимальная ёмкость батареи может влезть в такой корпус?
A: 48В 30Ач - почему не ставлю сразу столько? - потому, что батарея стОит очень дорого
Q: Где так быстро и дешево нашёл все компоненты (вилку, аморт, тормоза и т.д.)?
A: Самое основное заказывалось через интернет (x-bikers, OLX, velopuls) - выбор огромный, цены смешные, доставка 1-2 дня. Когда надо было что-то по мелочам или с примеркой - обращался в магазин Вело Драйв (не ради рекламы, просто, он у меня рядом с домом) - у них одни из самых низких цен в городе, плюс если в одном из их магазинов нет, то скорее всего окажется в другом, ну и, их механики всегда за символическую награду помогают мелкими детальками из закромов, советом и добрым словом. Кое-что было взято с донора (моего старого ашан-байка) - один из тормозов, багажник, всякие винтики, болтики, шайбочки. Из его же б/у камер вырезал отличные флипперы на обода.
Q: Можно ли тебя ненавидеть потому, что электрика - убийца старого, доброго, тёплого, лампового велосипеда?
A: Во-первых, электрика не убивает велосипед и я это уже доказал на своём примере, проехав без аккумулятора 250 км просто катаясь ежедневно по 20-25км. Во-вторых, я на это смотрю под другим углом - считаю, что электрика наоборот, расширяет возможности обычного велосипеда, делает его более универсальным и интересным в использовании. Электро велосипед нельзя называть хорошим или плохим - это новая отдельная категория гибридного транспорта с более широкими возможностями. Электро велосипеды очень распространены в США, Европе и, особенно, Китае. Мы же, как всегда, отстаем от них в этом плане на 20-30 лет. Так что, ваше отношение будет зависеть от уровня вашей прогрессивности и я тут совсем не при чем
Q: Не жалеешь ли ты о содеянном?
A: Проект еще не закончен, аккумулятора в корпусе еще нет, поэтому я не могу в полной мере оценить результат и дать однозначный ответ. Как велосипед, который ездит, даёт мне нагрузку, заставляет потеть и худеть - это работает. В этом смысле я доволен даже больше, чем если бы это был какой-нибудь лёгкий лайтовый велик, т.к. этот "танк" даёт мне именно ту нагрузку, которая мне нужна для кардио-поездок. Но, для велосипеда это сильно дорого, а вот когда появится аккумулятор, тогда можно будет говорить о том - окупилась ли вложенная сумма или нет.
Недавно, на Велодне мне ребята, у которых уже есть аккумуляторы, дали покататься на своих е-байках - ощущения непередаваемые. Это мощь, скорость и свобода. На таком е-байке действительно чувствуешь себя байкером так что, думаю, что когда у меня тоже появится аккумулытор, то я тоже буду доволен на все 100%.
Тема, где я определялся, задавал вопросы, преодолевал сопротивление хейтеров и лже-советчиков, где шла сборка и первые тесты:
Нужен совет в выборе и сборке электровелосипеда
По мере каких-то изменений или новостей буду обновлять данную тему.
Всем спасибо за интерес, помощь и приятное общение!
The End.
Теги: e-bike, е-байк, электровелосипед, электро, байк, пространственная рама
Отредактировано Stranger (31.05.2015 23:43)