Активная часть похода составила около 70 км, продолжительность 5 дней. Район похода – массив Мармарош и массив Чорногора частично. Первоначально планировалось 7 дней, около 90 км и подьем на Говерлу. Но в связи с ухудшением погоды завершили поход немного раньше. Получился поход по маршруту «от Попа до Попа». Имеются в виду горы-тезки, обе называют Поп Иван, но которые находятся в разных местах и поэтому к имени добавляют «титул» Поп Иван Мармарошский (ПИМ) 1937 м. и Поп Иван Черногорский (ПИЧ) 2020 м.
Состав группы – 2 человека. Я и моя жена Ольга. Это были наши первые Карпаты в жизни. Главный вывод, который я сделал по результатам похода – Карпаты таки не Крым. Имеются в виду не только переменчивость погоды, высоты, крутизна склонов и продолжительность подъемов и спусков. Самое главное – дифицит мест для стоянки. Или может быть дифицит информации о местах для стоянки. Если при планировании похода в Крыму достаточно просто открыть карту и увидеть расположение туристических стоянок, то в Карпатах, похоже, само понятие «туристическая стоянка» отсутствует. Ну то есть мне конечно религия не запрещает останавливаться под любыми кустами, но если в Крыму существуют турстоянки, то можно быть уверенным, что там есть 1) источник воды 2) боль-мень ровная площадка для установки палаток. Мне бы хотелось иметь карту с расположением таких мест для стоянки в Карпатах, но такой карты нет. Поэтому наш маршрут получился местами слишком напряженным. Как видно на схеме. Особенно третий день.
Пешеходные Карпаты. От Попа до Попа.
Сообщений 1 страница 13 из 13
Поделиться107.07.2014 13:29
Поделиться207.07.2014 13:34
Теперь опишу поход по дням. Первый день – 16 км. Вроде бы и не много, но с учетом необходимости набрать более 1000 метров высоты, выходит весьма напряженно. Стоянка на полоныне Лысычя. Тропа не тропа даже, а колесная дорога. Велосипадами проехать можно до одной трети дороги. Остальную часть придется толкать. Слишком круто и раздолбано. Ориентир начала маршрута – мост через р. Тиса и церковь. Но сначала надо зайти на погран заставу за пропуском. Сама процедура выдачи пропуска заключается в том, что женщина-старший сержант ищет вашу заявку, затем записывает ваши данные в свой журнал, затем выдает маленькую бумажку – пропуск. В пропуске указан телефон, на который надо в конце каждых суток сбрасывать SMS с фамилией руководителя группы и местом вашей стоянки. И еще одну SMS надо отправить по окончании похода. Или после оставления приграничной полосы если поход продолжится вне ее. Имейте в виду, что MTS в тех краях покрытие имеет очень слабое. Лучше Kievstar.
Дорога на Лысычу идет большей частью вдоль речки, с водой проблем нет. Сама полонына – весьма обширное открытое место с несколькими ручейками большим количеством мест для палаток. Когда мы там были, были длинные выходные, народ ломанулся на природу и на полоныне тусило народу человек под сотню наверное. Не все туристы, часть отдыхающие – пикникисты-шашлычники. Гора над полоныной это и есть ПИМ. Вообще-то ПИМ не просто гора, а целая маленькая горная система. С несколькими вершинами, несколькими боковыми гребнями между которыми весьма живописные цирки, много скальных выходов, есть маленькое горное озерцо и даже небольшой снежник. Его видно на фото. Снежник, говорят, за лето растаять не успевает. «Вечные снега» то есть.
Поделиться407.07.2014 13:43
Второй день начался с восхождения на ПИМ. То, что видно на фотографии не вершина, а одна из вершин. Не самая высокая. Если вы с велосипедами, то подниматься лучше по дороге, дорога поднимается серпантином и ее я обозначил желтыми стрелками. Красной стрелкой обозначен конец дороги. Дорога эта обслуживала советских пограничников, поэтому как ведет в никуда. Точнее, далее ведут пешеходные тропы. Одна через вершины, другая траверсная в обход горы. Разумеется, мы сооблазнились траверсом. В начале эта тропа почти хорошая, дальльше будет много хуже. И ходить по ней с велосипедом я настоятельно не рекомендую. Финальная часть тропы – густые заросли кустов и даже молодых деревьев(на фото). Продраться через которые с великом будет очень тяжело. А последние метров 100-200 крутой (градусов 50-60) спуск, поросший травой и кустами. Тропинки вовсе не видно. Хотя она как бы есть и даже была нанесена на карту, заправленную в мой GPS. Но если у вас велопоход, вариантов нет, надо идти верхней тропой через вершину ПИМ. В конце колесной дороги, ведущей с п. Лысычя на ПИМ, будет табличка типа «небезпечна ділянка дороги». Траверсная тропа пойдет через цирк прямо (на фото), тропа через вершины пойдет вправо. Спустившись (или обойдя) ПИМ, мы снова выходим на колесную дорогу. Дорога пойдет вдоль границы. Довольно скучная, тупо ходячка. Выходим к указателю, прямо на г. Межипотоки, нам налево, к стоянке. До стоянки метров 700 почти горизонтальной колесной дороги. Там деревянная изба – некий погранпункт. Впрочем, пограничников там не было. Есть вода в ручье и места для палаток. Хорошая стоянка и в удобном месте. Оттуда отходит колесная дорога вниз, в село Богдан. Один из вариантов аварийного схода с маршрута.
Поделиться507.07.2014 13:47
Третий день – идем по колесной дороге, которая идет вдоль границы. Развлекаемся тем, что незаконно переходим границу метров на 10 и передаем привет из солнечной Румынии. (фото).
День было очень ясным, загарели и обгорели. Дорога хорошая и почти горизонтальная. Для великов хороша. (фото).
Но воды можно набрать только в одном месте. Запасайтесь водой. Так мы доходим до горы Стіг. Куполообразная горка действительно похожа на стог сена. Тут наш маршрут поворачивает в глубь Родины и мы прощаемся с солнечной Румынией. Под Стогом есть указатель на источник, но сам источник, похоже, того... При последнем издыхании. Один умник на туристическом форуме на вопрос об источниках воды написал что-то типа «від спраги в Карпатах ще ніхто не вмірал». На самом деле джерельца та струмочкы там далеко не на каждом шагу. Итак, повернув вглубь Родины мы через 500 где-то метров обнаруживаем, что дорога перекрыта изгородью на которой красуется объява – «обережно, злий бик». Нормально? Шутки местных гуцулов. Ну к счастью мы были там на вдвоем, а была еще попутная группа туристов, всего человек 10. Решили идти мимо злого быка. На том месте, где на карте должен быть источник и где я планировал делать стоянку, обнаружили гуцульский скотный двор. Не знаю как надо правильно именовать такие места, мы промеж себя окрестили его – гуцулятник. Не знаю как насчет быков, но собачки там были. И наверное не очень добрые. Короче, надо идти дальше. Не смотря на усталость и на то, что солнце садиться. Поэтому третий день получился таким длинным и ужасно тяжелым. Сказать, что я устал, ничего не сказать. Материл и гуцулов и быков и все Карпаты разом. Дошли до следующей стоянки, поставил палатку, залез и вырубился.
Поделиться607.07.2014 13:52
Утром четвертого дня к нам пришли лошадки. Пастбище у них тут. А еще испортилась погода. В начале была надежда, что это просто туман, солнышко встанет и разгонит. Но нет, всё оказалось гораздо серьезней. Дорога пошла вверх, на ПИЧ. Пошел мелкий дождик. Когда вышли из леса, задул ветер. Всё сильнее и сильнее. Тропа на вершину ПИЧ в принципе хорошая, хоть и узкая. Но последние метров 100-200 надо пролазить по завалу из крупных каменных глыб. Затащить туда велосипеды можно, но только при помощи веревки и полиспаста. Впрочем, это уже отдельная тема.
На вершине ПИЧ находится заброшенное здание, построенное поляками перед самой войной. Очено крепкое строение из камня, внешне похожее на крепость. Тут была обсерватория и польская погранзастава. По хребту проходила польско-чехословацкая граница и до сих пор стоят пограничные столбики (фото).
В обсерватории мы укрылись от ветра и дождя. И не только мы. Обсерватория приютила несколько тургрупп. Спасибо полякам. Палатки поставили прямо внутри здания.
Было холодно. Под вечер немного развиднелось и получились довольно эффектные фотки гор и облаков (фото).
Поделиться707.07.2014 13:58
На пятый день решили так, если ветер не стихне, сваливаем в село Дземброня и заканчиваем поход. Чорт с ней, с этой Говерлой. До нее от ПИЧ всего 18 км. Но не хочется морозится на холодном ветру и не видно ничего, сплошной туман вокруг.
Как только мы стали спускаться, ветер стих. Потому, что он дул как бы из Закарпатья, а мы спускались на восток, в Ивано-Франковскую область. Из достопримечательностей по пути – некая оборонительная линия, построенная аж австро-венграми в Первую мировую войну. Остатки окопов, блиндажей и колучей проволоки.
Спускались по горе Смотрич. К концу спуска разделись до маек. Последняя стоянка рядом с гуцулятником. Тамошние гуцулы туристов любят. Туристов там много и они постоянно покупают у гуцлов сыр и прочие молокопродукты. Стоянки как таковой не обраружили, но нашли место на одну палатку. Готель «Під смерекою» (фото).
Там посушились и вообще привели себя в порядок. Жена в конце спуска подвернула ногу, но к счастью не сильно. За день и ночь пришла в норму и обнаружила, что может ходить. Очень кстати. Потому, что от «готеля» надо идти в село еще 3,5 км и до развлилки дорог, где проходит автобус, еще 3 км.
Дальше на общественном транспорте. Автобус в Верховину, автобус в Ивано-Франковск, поезд во Львов и поезд в Херсон.
Поделиться810.07.2014 23:00
Зачётный поход, молодцы! Карпаты нужно осваивать, расширять кругозор - новое, всегда, интересно!)
Поделиться911.07.2014 13:18
Да вот, насчет нового. Агитирую жену на Турцию. На Ликийскую Тропу. Очень интересный маршрут, но авиабилеты кусаются. Будем копить. Накопил - сходил.
Поделиться1011.07.2014 17:06
но авиабилеты кусаются
Вплавь - не?
В смысле, паромом...
Поделиться1111.07.2014 23:36
Агитирую жену на Турцию. На Ликийскую Тропу.
Мы были в прошлом году на небольшой части Тропы.
Здесь отчет:
https://rukzak.ua/ge-tr-2013p30.html
Летом там невероятно жарко, говорят шикарно в октябре-ноябре, когда везде почти килограммовые гранаты.
Могу проконсультировать и очень рекомендую. Памуккале ещё захватите - в Турции дорогой транспорт, но шикарный автостоп
Отредактировано ВелоРыба (03.10.2023 11:57)
Поделиться1212.07.2014 11:38
Мы были в прошлом году на небольшой части Тропы.
Здесь отчет:
https://www.rukzak.ua/article_info.php?articles_id=225
Летом там невероятно жарко, говорят шикарно в октябре-ноябре, когда везде почти килограммовые гранаты.
Могу проконсультировать и очень рекомендую. Памуккале ещё захватите - в Турции дорогой транспорт, но шикарный автостоп
Спасибо. Почитал отчет. Конечно, консультация по маршруту будет очень кстати. И по Грузии тоже интересно. Может мы как-нибудь встретимся на Суворовской и поговорим на эти темы?
Поделиться1312.07.2014 11:40
Вплавь - не?
В смысле, паромом...
Не. Этж с Антальи старт. Со средиземноморского побережья.