https://fastbike.narod.ru/rww/highend.htm
Статья была написана совместно Dr.GONZO и St.Anton’ом.
HIGH-END на велосипеде
“…- Взгляните на эту вещь. Красиво, не правда ли? – шеф-дизайнер отделения Land Rover Дон Уайт держит в руке блок Lewmar для яхтенного такелажа. Видно, что дорогой: изящный сверхлегкий титановый корпус, керамические ролики во внутреннем подшипнике…
… Простая и функциональная вещь, но с дорогим инжинирингом и с безупречным современным дизайном. Настоящий хай-энд.
Понятие high end перевести на русский сложно. Это категория очень дорогих и очень качественных вещей, созданных на стыке экстремального консерватизма и технологического авангарда. Термин этот появился совсем недавно, около двадцати лет тому назад, когда некоторые трезво взглянули на плоды транзисторно-пластмассовой революции – и осознали, что ничто пока не в состоянии заменить мягкого звука старых добрых радиоламп и тихого тиканья механических наручных часов. Мир оказался разделен на две неравные части. Большая половина человечества покупает корейские музыкальные центры за сто долларов и увлеченно крутит супермодные джойстики. А меньшая часть тратит десятки тысяч долларов на массивные ящики с лампами, пропаянные серебром и отделанные натуральным вишневым шпоном.”
* * *
Как-то раз в прошлом году я листал байковский журнал и увидел там одну интересную статейку про новый XTR (2003 года). На тот момент Шимано выпустила только прототипы, и байкеры всего мира с содраганием сердца ожидали поступления его в продажу. Так вот в одном из абзацев этой статьи автор кинул такую фразу: “В сухом остатке у нас совершенно новая группа класса Hi-End, с хорошими характеристиками и традициями”. Слово Hi-End резало слух. Слова Шимано и Хай-Энд абсолютно не сочетались. Что такое High-End? Какие фирмы выпускают High-End, а какие “ширпотреб”? Почти весь следующий год я об этом не вспоминал, а все мое свободное время занимала реабилитация после перенесенной болезни. Тема всплыла вновь несколько дней назад, когда в телефонном разговоре с Антоном мы затронули вопрос о различии терминов Hig-End и High-Tec. После долгого спора и дискуссий мы пришли к некоторым выводам, с которыми мы и хотим вас познакомить.
Что такое High-End?
Насколько мне известно (я в этих делах не спец), термин High-End впервые возник в мире аудио-аппаратуры. Почему-то у большинства людей термин High-End в первую очередь связан с огромными ламповыми усилителями стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. Но не только усилители бывают класса Хай-Энд. Акустические системы, CD-проигрыватели, проигрыватели виниловых дисков и т.д. выпускаются как для “нормальных людей”, так и для “фанатов”. Производители Хай-Энда придерживаются нескольких принципов: 1. Ничего лишнего (все “лишнее” только создает помехи), 2. Все провода серебряные, все разъемы золотые, 3. Цена - дело десятое. На аппаратуре класса High-End вы никогда не увиде большого количества регуляторов, лампочек или кнопочек. Как говорил один мой знакомый: “На Хай-Энд усилителе есть одна кнопка (вкл/выкл), одна лампочка (перегрузка) и одна ручка (громкость)”. Такой аппаратуры вы не найдете ни в одной супер-пупер записывающей студии, ни в одном аудио-видео магазине и вряд ли такое есть у ваших знакомых. Думаю, что никто не будет со мной спорить, что High-End аппаратура – это любительская аппаратура. Ни один профессионал не купит какой-нибудь CD-проигрыватель KRELL или усилитель GRYPHON AUDIO. Они прекрасно знают, что качество усиления (воспроизведения) “дорого” (Hi-Fi) Sony или Technics не сильно отличется от High-End аппаратуры, а 99,9% слушателей никогда не отличат качество работы Golden Tube от Pioneer. А если учесть, что “попсу” без потери качества можно слушать и на музыкальном центре Панасоник за 200$, то возникает очевидный вопрос: а кому нужен этот High-End? В первую очередь тем, кто жить не может без классической музыки (слушать электронную музыку на Хай-Энде – это примерно то же самое, что радиоуглеродным методом определять возраст съеденной за обедом курицы). Конечно, покупатели Хай-Энда далеко не бедные люди, готовые выложить до 100 000 баксов за какую-нибудь “мульку”, которая еще не факт, что будет работать лучше 1000 - бакового музыкального центра. В итоге мы видим, что Хай-Энд рассчитан на 0,01% слушателей, которые не только фанатично преданы прослушиванию классической музыки, но и обладают немалыми денежными средствами.
High-End на велосипеде
Если рассматривать понятие “хай-энд” в самом широком смысле, то можно попытаться перенести его на велоиндустрию. Хай-энд – особый вид товара, предназначенный ищущим совершенства покупателям. За что готов платить покупатель велодетали, либо велосипеда в целом? За качество, за бренд. А за что готов платить покупатель велодетали, считающий себя специалистом в велосипедном мире и, при этом, жаждущий эксклюзивности и призрачного совершенства? А за все, что ему умело впарят. Аудиофилы хотят наименьшего искажения звука по пути от источника к собственным ушам. Велолюбители хотят… Чего они хотят? Ну… наверно… чтоб катило. Да чтоб катило дальше и с меньшими усилиями, чем у остальных. Это, может, и верно, но не совсем. В идеальном варианте велосипед должен обладать стопроцентным КПД – без потерь преобразовывать энергию человеческого организма в поступательное движение, обеспечивать комфортабельную посадку и при этом хорошо управляться и не ломаться. Геометрия велосипеда, обеспечивающая и управляемость, и удобную посадку уже практически найдена, осталось максимально снизить вес всей конструкции, придать ей максимальную жесткость в необходимых направлениях и обеспечить надежность. Однако катимость байка можно только почувствовать, а чувства человека – весьма плохо поддаются каким-либо измерениям. Вот вес – да. Это можно проверить. (В медицинской фирме на суперточных весах). Вот здесь и кроется одна интересная уловка. Неуловимая, подсознательная подмена. Если изначально велолюбитель хотел идеального байка, где малый вес – одно из следствий достижения идеала, то вскоре байкер уже хочет именно маловесящего байка, где вес уже становится самоцелью, а не последствием. Продвинутый байкер также желает эксклюзивности детали, суперского дизайна. А, главное, он хочет, чтобы его супервелосипед заценили. Одна из черт человеческой психики – быть в чем-то лучше других. И ничего плохого в этом нет. Собирание хай-энд чего-нибудь не самый продуктивный для общества способ сублимации психических потребностей, но однозначно не несущий негативного зерна. (Да, эту фразу надо выучить наизусть и, делая серьезный вид, периодически произносить в разговорах с другими байкерами – комментарий Др.Гонзо).
Так вот. Если есть такая потребность (спрос), будет и предложение. Фирмы, выпускающие хай-энд, такое предложение и обеспечивают. Опять же, помним, что они предлагают не идеальные продукты, они лишь помогают стать “самым крутым, продвинутым, знающим, рубящим в этом деле” перцем. Здесь уже можно и определить характерные признаки хай-энд детали применительно к велосипедной индустрии.
1. Хай-энд деталь может произвести только фирма, обладающая необходимым имиджем, скажем, “у нас работают только самые безумные инженеры, фанаты велосипеда, не признающие никаких компромиссов” или что-то вроде этого. Массовая фирма тоже может произвести на свет хай-энд деталь, но для этого понадобится гораздо больше усилий – и все они будут направлены на “пи-ар”. Что-то типа “мы создали новое отделение, не имеющее ничего общего с головным производством, и там работают вообще полные маньяки, которые даже едят скандиевыми вилками и ложками из карбоновых тарелок, так что, можете представить, какие чудо-детали они ваяют на нашем суперкомпьютере и лучшем оборудовании…”. Читай, что написано на сайте “SOUL-KOZAK” - мы десять лет разрабатывали нашу переднюю втулку, потому что хотели убедится, что мы круче всех.
2. Хай-энд деталь должна обладать хотя бы одним неоспоримым параметром, по которому можно сделать вывод, что перед нами лучшая деталь. В большинстве случаев, таким параметром оказывается вес. Также часто заявляется о техническом совершенстве детали – “выфрезерована на электронном станке из цельного куска метеорита по чертежам великих атлантов”. В некоторых случаях таким параметром может служить дизайн, но тогда имиджевая составляющая должна быть особенно сильна. Совсем редко, деталь может быть и не самая легкая, с неоднозначным дизайном, где главную роль играет железобетонный имидж божественной фирмы. Например, палки от TUNE – обычные палки, но с надписью TUNE, да еще в коробочке наклейки TUNE (которые наклеиваются на раму и весь велосипед сразу окружает ореол эксклюзивности).
3. Большая цена. Цена хай-энд детали не имеет верхнего предела. Вполне логичный пункт. Чем выше цена, тем уже круг покупателей – легче достичь эксклюзивности, по сути - показать свое превосходство.
4. Малый объем выпуска. Дополняет третий пункт.
Хай-энд вещи сродни коллекционным – стоят много, всего их мало. Их задача – согревать душу хозяина, внушая ему приятное чувство превосходства над другими
Яркий пример Хай-Энд велофирмы – это Schmolke. Достаточно сказать, что для того, чтобы купить у них подседельный штырь, вам необходимо связаться с представителем фирмы, сказать ему точный диаметр штыря, точную длину (до миллиметра), свой рост, свой вес, расстояние на которое вы обычно выдвигаете подседельник из рамы и вам изготовят именно то, что подходит именно вам. В том месте, где подседельник зажимается в раме сделают необходимые усиления (чтобы эти усиления как можно меньше весили, вы им и сообщаете длину высунутой части). Один подседельник “плетется” один день. Если плести карбон быстрее, не будет необходимой надежности и качества. Кстати, стоит такая “мулька” примерно 350 евриков.
И, главное, “хай-эндовость” детали не определяется по объективным техническим показателям. Яркий пример псевдо-хайэндовской фирмы – это Chris King. Только не кидайте в меня тухлыми помидорами! Да, это крутая фирма, которая делает очень качественные втулки и рулевые, но под определения хай-энда явно не подходит. Какой байкер не знает о Крис Кинге? В каком уважающем себя интернет-вело магазине нет их рулевых? А реклама? А многочисленные гонщики, которые ставят на свои байки их рулевые? А вилсеты Bontrager с втулками Крис Кинг? Нет, это определенно не Хай-Энд. Это дорогая имиджевая фирма, выпускающая элитную продукцию для МАССОВОГО пользования. Итак, мы пришли к делению: High-End и High-Tec. Ко второй группе кроме вышеуказанного Кинга можно отнести American Classic, Hope, DT и многие другие фирмы. High-Tec не означает ширпотреб, High-Tec – это качественная дорогая (иногда ее назвают культовой) продукция, которая предназначена для нормальных людей: туристов, спортсменов, покатушечников. High-End предназначен НЕ ДЛЯ ВСЕХ! Только для “сумасшедших фанатов”, Weight Weenies и “очень распальцованных парней”. Ниже приведен список некоторых Хай-Энд фирм, продукция которых нам более-менее известна. Еще ниже мы перечислили конкретные изделия нехайэндовских фирм, которые можно отнести к High-End.
Фирмы, производящие High-End.
AX-Lightness Делают карбоновые седла, подседельники и рога. Для каждой модели седла существует несколько вариаций, зависящих от веса райдера, стиля катания и количества покрывающей седло кожи (лайкры). По мнению многих Weight Weenies (Далее – WW) седла этой фирмы являются самыми удобными из всех карбоновых седел. Ян Ульрих ездит как раз на седле AX-Lightness Sprint (только об этом никто официально не говорит, так как его “спонсирует” Selle Italia.) Для МТВ отлично себя зарекомендовала модель Endurance (Если не считать поломку седла и последующий сход с олимпийской дистанции Ладо Фумика). Карбоновый подседельник Europa весит 140 граммов (27,2*350мм) и стоит 309 евро.
B-T-P (Bike-Tuning-Products) Продукция фирмы - это карбоновые болты, карбоновые ведущие звезды, карбоновый зажим подседельника (7гр.), алюминиевые платформы для ап-грейда педалей Speedplay.
Dierl & Obermayer Два “пенсионера”, которые изготавливают колеса. Нет, не те колеса, которые едят, а те на которых ездят горные этапы TDF Лэнс Армстронг и Ян Ульрих. Весят они немногим больше 1кг. за пару.
Extralite(Италия) Самый “массовый” производитель из хай-эндовских фирм. Кроме производства супер-легких подседелок, выносов, систем, седел, колес и т.д. делает очень легкие рамы и собирает на них байки. У них есть серийные модели хардтейлов весом 7,64 кг! Двухподвесы (две модели рам) от 8,4 до 9,6кг! Практически на любом байке “настоящего WW” есть хоть одна деталька этой фирмы. Байковский вынос UltraStem UL2 весит 92 грамма (100мм) и стоит 200 евро. Фирма делает самые легкие дисковые втулки (94 и 195 граммов) и тормозные ручки (64гр.).
FRM (Италия) Ассортимент продукции сравним лишь с Extralite. В модельном ряду фирмы есть оборудования даже для эндуро и фрирайда. Наиболее интересны их амортизационная вилка Full Carbon (1120 гр.), карбоновые подседельники (ST-M20 Carbon Ti 153гр.), рули, выноса, каретка ISIS c алюминиевой осью. Также есть несколько моделей рам и байков в сборе.
Inferno Знаменита производством алюминиевых кассет.
Marwi Самые популярные титановые спицы.
Mrazek (Чехия) В первую очередь известна производством одних из самых легких ви-брейков. (270гр. за комплект).
Nokon Konokavex – самые легкие рубашки и троссики.
Pace (Великобритания) Известна своими карбоновыми жесткими вилками. Делает также алюминиевые рамы (с карбоновой подседельной трубой) и амортизационные вилки.
Precisin Billet Передние/Задние переключатели. Бытует мнение, что они были лучшими на планете. По моим сведениям фирмочка накрылась.
Schmolke (Германия) Самый легкий карбоновый подседельник весом ок. 100гр. также является и самым дорогим. Карбоновые рули Shmolke не только самые легкие, но и одни из самых прочных (согласно тестам в журналах). В зависимости от ширины и возможности установки рогов рули весят в пределах 70-105гр. Фирма делает также элитные титановые рамы. (На рисунке изображены карбоновые болты Schmolke)
SOUL-KOZAK (Польша) По относительно гуманным ценам предлагает очень легкие дисковые втулки (107 и 203 грамма) и обычные втулки, которые весят меньше tune mig/mag. Передняя – 59 граммов, задняя – 175. Еще есть 135- граммовая каретка.
Specialites TA(Франция) Фирма специализируется в основном на ведущих звездах.
Speedplay Педали очень интересной конструкции.
SRP (Specialty Racing Products) “Болтовая” фирма. Выпускает как отдельные алюминиевые (титановые) болты, так и целые наборы. Например, набор болтов для полного ап-грейда XTR 96-го года или набор для ви-брейков Avid MAG, который уменьшает их вес до 278 гр. за комлект. Кроме винтиков фирма делает и кое-что из оборудования, но вес там так себе.
Stan’s Всеобщую популярность этому человеку принесло изобретение им бескамерной системы, которая превращает обычные покрышки с камерами в бескамерку. Весит это дело 150-200 граммов за оба колеса. Также очень интересны алюминиевые дисковые роторы, которые он продает вместе со специальными колодками. (IMHO использование на байке алюминиевых дисков мягко говоря глупо т.к. в сырую погоду (когда диски-то и нужнее всего) они не тормозятJ ). А в прошлом году он представил общественности обода ZTR 355, весом в 355 гр. (реально 355-362 грамма). Сейчас можно купить еще и Stan’s Olympic (347гр). Некоторые его новые прототипы ободов весят аж по 316гр. На сайте (notubes.com) кроме описания товара и и-нет магазина есть еще и список профессиональных гонщиков кросс-кантри, которые используют его детали: колеса, алюминиевые диски и набороы по ап-грейду педалей Time.
Stainbach (Германия) Очень легкие тормозные ручки для ви-брейков (65 гр за пару). В 2004 году представили публике ви-брейки весом менее 200гр за комплект. В конструкции томозов применена эластомерная пружина так что об использовании этого чуда в России можно забыть. Также фирма делает рамы и очень легкие жесткие вилки.
Stronglight Ассортимент продукции фирмы достаточно широк. Наибольший интерес вызывают их "дырявые" шатуны весом в 310граммов и титановые девятерные кассеты по 204-206 гр. (11-32 зуба). Есть инфа, что эти кассеты на самом деле делаются в России.
Tiso (Италия) Рулевые колонки, задние шоссейные переключатели и алюминиевые болты.
Tune(Германия) Самая “раскрученная” в России Хай-Энд фирма. Известна своими вилсетами весом в 1310 гр. Серия Skyline вобще является “полным безумием”. Взять хотя бы эксцентрики для колес весом в 19,5 граммов за пару. Или каретку 116 гр. с титановой осью на керамических подшипниках! Карбоновое седло Concorde сделано с интегрированными рельсами (45гр.).
New Ultimate (Дания) Новая фирма. Начало было крутым – каретка стандарта ISIS со скандиевой осью весом в 129гр и алюминиевый подседельник 27.2*350мм 127 граммов..
USE Наиболее известна своими подседельными штырями (Alien Aluminum, Alien Titan, Alien Carbon). Амортизационная вилка S.U.B. хоть и весит много, но зато настолько необычна, что просто не имеет аналогов (представьте себе нечто среднее между Lefty и LOOK).
Viking International Титановую цепь за 275$ не хотите?
Wipperman Опять титановые цепи.
Zipp Карбоновые шоссейные обода колеса.
High-End детали нехайэндовских фирм.
Crank Brothers (Egg Beaters Triple Ti) Педали с титановыми частями весом в 185 гр. и стоимостью в 400$.
Formula (B4 SL) В этом списке только за то, что комплектуется алюминиевыми болтами и калипер сделан из магния. Самый легкий дисковый тормоз в мире.
LOOK (Fournales) Параллелограмные вилки.
FIR (Ronda MTB) Байковские колеса от шоссейной фирмы. Карбоновые обода плюс карбоновые втулки дают не только супер-низкий вес, но и супер-цену. (1200гр. 2500$).
Rock Shox По поводу этой фирмы было очень много споров и сомнений. Является SID World Cup Хай-Эндом или нет? В итоге, я решил, что нет. SID Race Carbon еще можно назвать Хай-Эндом, но с натяжкой. Короче, из всех Сидов самый Хай-Эндовским я признал модель SIDney 2000-года, которая была выпущена ограниченным тиражом к олимпиаде в Сиднее.
Storck (Power Arms Pro) Карбоновые шатуны весом в 320 гр.
https://fastbike.narod.ru/rww/highend.htm
Статья была написана совместно Dr.GONZO и St.Anton’ом.
Отредактировано LagoNemi (16.10.2010 16:04)